Турбокомпрессоры КАМАЗ
Турбокомпрессор двигателей Камаз-740
Модели турбокомпрессоров, применяемые на двигателях Камаз
В системах наддува дизельных двигателей Камаз-740 применяют одноступенчатые
турбокомпрессоры, состоящие из центробежного компрессора и радиальной
центробежной турбины.
Так как работа двигателя и турбокомпрессора Камаз согласована, то можно
устанавливать определенный тип турбокомпрессора только на тот двигатель, для
которого он предназначен.
На двигатели Камаз 740.31-240, 740.30-260, 740.35-400, 740.37-400, 740.38-360,
740.51-320, 740.50-360, 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400,
740.65-240 устанавливаются два турбокомпрессор ТКР 7С-6
На двигатели Камаз 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300 устанавливаются два
турбокомпрессор ТКР 7С-9 или К27-115.
Описание системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха
Камаз-740.
На всех автомобилях Камаз, кроме комплектаций с двигателями моделей 7403.10,
740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, применяется система охлаждения надувочного
воздуха (ОНВ).
Система газотурбинного наддува и охлаждения надувочного воздуха Камаз-740
обеспечивает за счет использования части энергии отработавших газов подачу
предварительно сжатого и охлажденного воздуха в цилиндры двигателя.
Это позволяет увеличить плотность заряда воздуха, поступающего в цилиндры, и в
том же рабочем объеме сжечь большее количество топлива, т.е. повысить литровую
мощность двигателя.
Рис. 1 - Схема системы газотурбинного наддува и охлаждения надувочного воздуха
Камаз-740.
1 - теплообменник охлаждения надувочного воздуха: 2 - радиатор системы
охлаждения; 3 - вентилятор; 4 - двигатель; 5,6- турбокомпрессоры
Система газотурбинного наддува и охлаждения надувочного воздуха (рис. 1)
двигателя Камаз-740 состоит из двух взаимозаменяемых турбокомпрессоров (ТКР) 5 и
6, выпускных и впускных коллекторов и патрубков, теплообменника охлаждения
надувочного воздуха 1 типа «воздух-воздух», подводящих и отводящих
трубопроводов.
Воздух в центробежный компрессор турбокомпрессора Камаз-740 поступает из
воздухоочистителя, сжимается и подается под давлением в теплообменник ОНВ, и
затем охлажденный воздух поступает в двигатель.
Турбокомпрессоры Камаз-740 устанавливаются на выпускных патрубках по одному на
каждый ряд цилиндров. Выпускные коллекторы и патрубки изготовлены из
высокопрочного чугуна.
Уплотнение газовых стыков между установочными фланцами турбины
турбокомпрессоров, выпускных патрубков и коллекторов осуществляется прокладками
из жаростойкой стали.
Газовый стык между выпускным коллектором и головкой цилиндра уплотняется
прокладкой из асбостального листа, окантованного лентой из жаростойкой стали.
Прокладки являются деталями одноразового использования и при переборках системы
подлежат замене.
Выпускные коллекторы турбокомпрессора Камаз-740 крепятся к головкам цилиндров
болтами. Для компенсации угловых перемещений, возникающих при нагреве, под
головки болтов крепления выпускного коллектора устанавливаются специальные
сферические шайбы.
Впускные коллекторы и турбокомпрессора Камаз-740 патрубки выполняются литыми из
алюминиевого сплава и соединяются между собой при помощи болтов. Стыки между
коллекторами и патрубками уплотняются паронитовыми прокладками.
Система газотурбинного наддува и охлаждения надувочного воздуха двигателя
Камаз-740 должна быть герметична. Из-за не герметичности системы происходит
утечка отработавших газов или воздуха, в результате чего снижается
производительность турбокомпрессора Камаз-740, что приводит к снижению мощности
двигателя.
Кроме этого, при не герметичности впускного тракта, между воздушным фильтром и
турбокомпрессором происходит попадание абразивного материала (песок, грязь) в
корпус компрессора и двигатель, что приводит к «пылевому» износу лопаток колеса
компрессора и деталей цилиндропоршневой группы и, в итоге, к преждевременному
выходу двигателя из строя.
Рис. 2 - Схема системы газотурбинного наддува Камаз-740 (без охлаждения
надувочного воздуха)
1 - турбокомпрессоры; 2 - патрубок выпускной левый; 3 - патрубок впускной левый;
4 - коллектор выпускной левый; 5 - коллектор впускной левый; 6 - патрубок
объединительный; 7 - коллектор впускной правый; 8 - коллектор выпускной правый;
9 - патрубок выпускной правый; 10 - патрубок впускной правый.
Смазка подшипников турбокомпрессоров Камаз-740 осуществляется из системы смазки
двигателя через фторопластовые трубки с металлической оплеткой. Слив масла из
турбокомпрессоров осуществляется по стальным трубкам сильфонной конструкции в
картер двигателя.
На рис. 2 представлена система газотурбинного наддува без охлаждения надувочного
воздуха. Принцип работы такой системы тот же, что и у представленной выше, за
исключением того, что сжатый воздух, подаваемый в цилиндры двигателя, не
охлаждается.
Конструкция турбокомпрессоров, применяемых на двигателях Камаз
Рис. 3 - Турбокомпрессор ТКР 7Н-1
1 - подшипник; 2 - экран; 3 - корпус компрессора; 4 - диффузор; 5 -
уплотнительное кольцо; 6 - гайка; 7 - маслоотражатель; 8 - колесо компрессора; 9
- маслосбрасывающий экран; 10 - крышка; 11 - корпус подшипников; 12 - фиксатор;
13 - переходник; 14 - прокладка; 15 - экран турбины; 16 - колесо турбины с
валом; 17 - корпус турбины; 18 - уплотнительное кольцо.
В конструкции турбокомпрессора ТКР 7Н-1 (рис. 3) применяется изобарный
однозаходный корпус турбины из высокопрочного чугуна и в качестве подшипника -
бронзовая моновтулка качающегося типа.
Ротор турбокомпрессора Камаз-740 состоит из колеса турбины с валом 16, колеса
компрессора 8 и маслоотражателя 7, закрепленных на валу гайкой 6. Ротор
вращается в подшипнике 1, удерживающемся от осевого и радиального перемещений
фиксатором 12, который с переходником 13 является одновременно и маслоподводящим
каналом.
Ротор и колесо компрессора динамически балансируются с высокой точностью на
специальных балансировочных станках.
В корпусе подшипника 11 устанавливаются стальные крышки 10 и маслосбрасывающий
экран 9, который вместе с упругими разрезными кольцами 5 предотвращает течь
масла из полости корпуса подшипника.
Для уменьшения теплопередачи от корпуса турбины к корпусу подшипника между ними
установлен чугунный экран 15 и окантованная асбостальная прокладка 14.
Корпус компрессора и корпус турбины Камаз-740 крепятся к корпусу подшипников при
помощи болтов и планок. Болты крепления корпусов компрессоров М6 необходимо
затягивать крутящим моментом 4,9...7,8 Нм (0,5...0,8 кг/см), а болты крепления
корпусов турбин М8 - 23,5...29,4 Нм (2,4...3,0 кг/см).
В конструкции турбокомпрессора ТКР 7С-6 (ТКР7С-9) (рисунок 4) применяется
двухзаходный корпус турбины 7 из высокопрочного чугуна.
Ротор турбокомпрессора Камаз-740 состоит из колеса турбины 9 с валом 10, колеса
компрессора 1, маслоотражателя 16 и втулки 15, закрепленных на валу гайкой 19.
Ротор вращается в подшипниках 5, представляющих собой плавающие вращающиеся
втулки. Осевые перемещения ограничиваются упорным подшипником 4, установленным
между корпусом подшипников 3 и крышкой 2. Подшипники выполняются из бронзы.
Рис. 4 - Турбокомпрессор ТКР 7С-6
1 - корпус компрессора; 2 - крышка; 3 - корпус подшипников; 4 - подшипник
упорный; 5 - подшипник; 6 - кольцо стопорное; 7 - корпус турбины; 8 - кольцо
уплотнительное; 9 - колесо турбины; 10 - вал ротора; 11 - экран турбины; 12, 17
- планки; 13, 18 - болты; 14 - маслосбрасывающий экран; 15 - втулка; 16 -
маслоотражатель; 19 - гайка; 20 - колесо компрессора; 22 - диффузор; 24 -
переходник; 25 - прокладка, 21, 23 - кольцо уплотнительное (резиновое).
Корпус подшипников турбокомпрессора Камаз-740, с целью уменьшения теплопередачи
от турбины к компрессору, выполнен составным из чугунного корпуса и крышки из
алюминиевого сплава. Для уменьшения теплопередачи между корпусом турбины и
корпусом подшипников устанавливается экран турбины 11 из жаростойкой стали.
В корпусе подшипников устанавливается маслосбрасывающий экран 14, который вместе
с упругими уплотнительными кольцами 8 предотвращает утечку масла из полости
корпуса.
Для устранения утечек воздуха в соединении «корпус компрессора - корпус
подшипников» устанавливается резиновое уплотнительное кольцо 21.
Корпусы турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников с помощью болтов
13, 18 и планок 12, 17. Моменты затяжки болтов такие же, как у ТКР 7Н-1. Такая
конструкция позволяет устанавливать корпусы под любым углом друг к другу, что в
свою очередь облегчает установку ТКР на двигателе.
Турбокомпрессоры ТКР 7С-6 и ТКР 7С-9 отличаются между собой только корпусами
турбин - они имеют различную пропускную способность.
Турбокомпрессоры К27-115 правый и левый (обозначение правого турбокомпрессора
399 0023 115-01, левого - 399 0023 115-02) не имеют конструктивных отличий,
отличаются только разворотом корпусов турбины и компрессора.
Турбокомпрессор К27-115 имеет конструкцию, аналогичную ТКР 7С-9, и по
установочным и присоединительным размерам он унифицирован с ТКР 7С-9.
Корпус турбины и корпус компрессора Камаз-740 крепятся к корпусу подшипников при
помощи болтов и планок. Такая конструкция позволяет устанавливать корпусы под
любым углом друг к другу, что в свою очередь обеспечивает взаимозаменяемость
левого и правого турбокомпрессоров.
Очистку центробежного компрессора Камаз-740 необходимо выполнить в следующей
последовательности:
- на торцовые поверхности корпуса компрессора Камаз-740 и крышки нанести
совмещенные риски. Отвернуть болты крепления корпуса компрессора. Легкими
ударами молотка по бобышкам снять корпус компрессора. Осмотреть резиновое
уплотнительное кольцо в пазе крышки. При обнаружении дефектов (надрезы, потеря
упругости) уплотнительное кольцо заменить на новое;
- осмотреть лопатки колеса компрессора Камаз-740. При обнаружении следов
контакта с корпусом компрессора, деформации лопаток или их разрушения
турбокомпрессор подлежит ремонту на специализированном предприятии или замене;
- промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, поверхность крышки ветошью
смоченной в дизельном топливе. При чистке колеса компрессора межлопаточные
поверхности рекомендуется прочистить волосяной щеткой с использованием
дизельного топлива;
- проверить легкость вращения ротора Камаз-740, заедание ротора не допускается;
- перед сборкой необходимо смазать уплотнительное кольцо моторным маслом,
совместить риски, установить корпус компрессора на диск крышки, затянуть болты
динамометрическим ключом.
Еще раз проверить легкость вращения ротора. В крайних осевых и радиальных
положениях колеса ротора не должны контактировать с корпусными деталями.
Ввиду того, что ротор турбокомпрессора Камаз-740 балансируется с высокой
точностью, полная разборка, ремонт и обслуживание агрегатов наддува должны
осуществляться на специализированных предприятиях, имеющих необходимое
оборудование, инструменты, приспособления, приборы и обученный персонал.
При сезонном техническом обслуживании необходимо слить накопившийся в
теплообменнике охлаждения надувочного воздуха конденсат.
Перевернуть теплообменник охлаждения надувочного воздуха Камаз-740 в
вертикальной плоскости патрубками вниз и дать стечь остаткам возможного
конденсата и масла.
Продуть по фронту матрицы каждый ряд теплообменных пластин между трубками с
каждой стороны струей сжатого воздуха, не допуская их деформации.
В случае сильного загрязнения теплообменных пластин матрицу теплообменника
охлаждения надувочного воздуха Камаз-740 промыть под струей горячей воды с
использованием волосяной щетки или способом окунания в ванне с горячей водой.
После мойки матрицу по фронту продуть сжатым воздухом, не допуская деформации
поверхностей теплообменных пластин. Сушка осуществляется струей горячего
воздуха.
|