Головка блока цилиндра
Клапана и головка блока цилиндров
Камаз-740
Газораспределительный механизм (ГРМ) Камаз-740
1 - головка цилиндра; 2 - втулка направляющая; 3 - шайба пружин клапана; 4, 5 -
пружины клапана: 6 - манжета клапана; 7 - шайба; 8 - болт крепления головки: 9 -
тарелка пружин; 10 - втулка тарелки пружин; 11 - сухарь клапана; 12 - болт
крепления крышки; 13 - шайба; 14 - шайба виброизоляционная; 15 - крышка головки
цилиндра; 16 - коромысло клапана; 17 - стойка коромысел; 18 - прокладка крышки;
19 - штанга; 20 - ввертыш крепления впускного коллектора: 21 - ввертыш крепления
водяной трубы; 22 - прокладка уплотнительная: 23 - толкатель; 24 - распредвал:
25 - выпускной клапан; 26 - седло выпускное; 27 - гильза цилиндра; 28 - кольцо
газового стыка; 29 - блок цилиндров: А - тепловой зазор.
Механизм газораспределения (ГРМ) Камаз-740 - верхнеклапанный с нижним
расположением распредвала. Кулачки распредвала Камаз-740 в соответствии с фазами
газораспределения приводят в действие толкатели 23.
Штанги 18 сообщают качательное движение коромыслам 16, а они, преодолевая
сопротивление пружин 7 и 8, открывают клапаны 25. Закрываются клапаны под
действием силы сжатия пружин.
Распредвал Камаз-740 - стальной, кулачки и опорные шейки подвергнуты
термообработке ТВЧ; устанавливается в развале блока цилиндров на пяти
подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые
антифрикционным сплавом.
Распределительный вал Камаз-740
1 - распредвал; 2 - корпус подшипника; 3 - шестерня; 4 - шпонка.
Диаметр втулок распределительного вала Камаз-740 на 6 мм больше по сравнению со
втулками двигателя 740.10. Распредвал Камаз-740 увеличенной размерности,
измененными фазами газораспределения и ходом клапанов по сравнению с
распредвалом двигателя 740.10. На задний конец распределительного вала
напрессована прямозубая шестерня 3.
Привод распредвала Камаз-740 осуществляется от шестерни коленчатого вала через
промежуточные шестерни. Шестерни стальные, штампованные с термообработанными
зубьями. Для обеспечения заданных фаз газораспределения шестерни при сборке
устанавливаются по меткам, выбитым на торцах.
От осевого перемещения распредвал Камаз-740 фиксируется корпусом 2 подшипника
задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами. Посадочный
диаметр корпуса подшипника задней опоры больше по сравнению с корпусом
подшипника двигателя 740.10.
Установка корпуса подшипника задней опоры распредвала двигателя Камаз-740.10 не
допустима, так как приведет к аварийному снижению давления масла в системе и
преждевременному выходу из строя двигателя.
Клапана Камаз-740
Клапана Камаз-740 из жаропрочной стали. Угол рабочей фаски клапанов 90°. Диаметр
тарелки впускного клапана 51,6 мм, выпускного - 46,6 мм, высота подъема
впускного клапана - 14,2 мм, выпускного - 13,7 мм.
Геометрия тарелок впускных и выпускных клапанов Камаз-740 обеспечивают
соответствующие газодинамические параметры впуска-выпуска газов и поэтому их
замена на клапаны двигателя 740.10 не рекомендуется.
Клапаны Камаз-740 перемещаются в направляющих втулках изготовленных из
металлокерамики. Для предотвращения попадания масла в цилиндр и снижения его
расхода на угар, на направляющих клапанов устанавливаются резиновые
уплотнительные манжеты.
Толкатели клапана Камаз-740 тарельчатого типа с профилированной направляющей
частью, изготовлены из стали с последующей наплавкой поверхности тарелки
отбеленным чугуном. Толкатель подвергнут химико-термической обработке.
Коромысла клапанов Камаз-740 стальные, штампованные, представляют собой
двуплечий рычаг, у которого отношение большого плеча к меньшему составляет 1.55.
Коромысла впускного и выпускного клапанов Камаз-740 устанавливаются на общей
стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором.
Коромысла клапанов 740.1 1-240, в отличие от коромысел двигателя 740.10, не
имеют бронзовой втулки. Направляющие толкателей отлиты заодно с блоком
цилиндров.
Штанги толкателей клапанов Камаз-740 стальные, пустотелые с запрессованными
наконечниками. Штанги на 3 мм короче штанг двигателя 740.10 и не взаимозаменяемы
с ними.
Стойка коромысел чугунная, её цапфы подвергнуты термической обработке ТВЧ.
Диаметр цапф на 2 мм больше по сравнению с цапфами стойки коромысел двигателя
740.10.
Пружины клапанов Камаз-740 винтовые, устанавливаются по две на каждый клапан.
Пружины имеют различные направления навивки. Диаметр проволоки наружной пружины
4,8 мм, внутренний - 3,5 мм.
Предварительно устанавливаемое усилие пружин 355 Н, суммарное рабочее - 821 Н.
Пружины взаимозаменяемы с пружинами двигателя мод. 740.10.
Головка цилиндров Камаз-740
Головка блока цилиндров Камаз-740 отдельные на каждый цилиндр, изготовлены из
алюминиевого сплава. Головка цилиндра Камаз-740 имеет полость охлаждения,
сообщающуюся с полостью охлаждения блока.
Для усиления днища головки Камаз-740 увеличена ее толщина в зоне выпускного
канала и выполнено дополнительное ребро по сравнению с головкой цилиндра
двигателя мод. 740.10.
Каждая головка блока Камаз-740 устанавливается на два установочных штифта,
запрессованные в блок цилиндров, и крепится четырьмя болтами из легированной
стали.
Один из установочных штифтов одновременно служит втулкой для подачи масла на
смазку коромысел клапанов. Втулка уплотнена резиновыми кольцами.
В головке блока цилиндров Камаз-740, по сравнению с головкой двигателя 740.10,
увеличено отверстие слива моторного масла из-под клапанной крышки в штанговую
полость. Окна впускного и выпускного каналов расположены на противоположных
сторонах головки цилиндров.
Впускной канал Камаз-740 имеет тангенциальный профиль для обеспечения
оптимального вращательного движения воздушного заряда, определяющего параметры
рабочего процесса и экологические показатели двигателя, поэтому замена на
головки цилиндров двигателя 740.10 не допускается.
В головку блока цилиндров Камаз-740 запрессованы чугунные седла и
металлокерамические направляющие втулки клапанов. Седла клапанов имеют
увеличенный натяг в посадке по сравнению с седлами двигателя 740.10, и
фиксируются острой кромкой.
Выпускное седло и клапан Камаз-740 профилированы для обеспечения меньшего
сопротивления выпуску отработавших газов. Применение выпускного клапана 740.10
не рекомендуется.
Стык "головка цилиндра - гильза" Камаз-740 (газовый стык) - беспрокладочный. В
расточенную канавку на нижней плоскости головки запрессовано стальное
уплотнительное кольцо 3.
Посредством этого кольца головка цилиндра Камаз-740 устанавливается на бурт
гильзы. Герметичность уплотнения обеспечивается высокой точностью обработки
сопрягаемых поверхностей уплотнительного кольца и гильзы цилиндра 5.
Уплотнительное кольцо дополнительно имеет свинцовистое покрытие для компенсации
микронеровностей уплотняемых поверхностей.
Газовый стык Камаз-740
1 - головка цилиндра; 2 - кольцо уплотнительное перепуска охлаждающей жидкости;
3 - кольцо газового стыка; 4 - прокладка-заполнитель; 5 - гильза цилиндра; 6 -
кольцо уплотнительное; 7 - прокладка уплотнительная; 8 - блок цилиндров; 9 -
экран.
Для уменьшения вредных объемов в газовом стыке установлена фторопластовая
прокладка - заполнитель 4. Прокладка - заполнитель фиксируется на выступающем
пояске кольца газового стыка за счет обратного конуса с натягом.
Применение прокладки заполнителя снижает удельный расход топлива и дымность
отработавших газов. Прокладка-заполнитель разового применения.
Для уплотнения перепускных каналов охлаждающей жидкости в отверстия днища
головки блока цилиндров Камаз-740 установлены уплотнительные кольца 2 из
силиконовой резины.
Пространство между головкой и блоком Камаз-740, отверстия стока моторного масла
и отверстия прохода штанг уплотнены прокладкой 7 головки цилиндра из
термостойкой резины.
При сборке двигателя Камаз-740 болты крепления головки цилиндра следует
затягивать в три приема в порядке возрастания номеров, указанном на рис.
Последовательность величины моментов затяжки должны быть:
1 прием - до 39-49 Нм (4-5 кгс/м);
2 прием - до 98-127 Нм (10-13 кгс/м);
3 прием - до 186-206 Нм (19-21 кгс/м).
Перед ввертыванием смазать резьбу болтов слоем графитовой смазки.
После затяжки болтов необходимо отрегулировать зазоры между клапанами и
коромыслами Камаз-740. Клапанный механизм закрыт алюминиевой крышкой. Для
шумоизоляции и уплотнения стыка крышка - головка цилиндра применены
виброизоляционная шайба и резиновая уплотнительная прокладка.
Болты крепления крышек головок блока цилиндров Камаз-740 затянуть с крутящим
моментом 12,7-17.6 Нм (1,3-1,8 кг/см).
|